DataLife Engine > Статьи > Как говорить с детьми о Великой Отечественной войне

Как говорить с детьми о Великой Отечественной войне


6-05-2024, 15:48. Разместил: Marina
Пять советов о том, как рассказывать детям о Великой Отечественной, чтобы не «заиграть» тему, но и не напугать
 
«А ты знаешь, какой завтра праздник?» 9 мая многие родители используют как повод для серьезного разговора о важнейшем событии. И нередко попадают в тупик. Нужно ли рассказывать ребенку о том, какой страшной ценой досталась Победа, или правильнее умолчать о миллионах убитых, замученных, пропавших без вести? На чем заострить внимание? Какие образы и примеры использовать, чтобы было понятно и чтобы зацепило? И в то же время чтоб детсадовцы не просыпались в ужасе? Ведь малыши и даже школьники героев-ветеранов, увы, видели только на фотографиях, дедушка их не сажал на коленку и не рассказывал про войну. Зато они хорошо знают мультяшных супергероев с суперспособностями, да и в войну играют не на улице с деревянными автоматами, а сражаются с монстрами на компьютере. Совет дает детский и семейный психолог Анна Быкова, автор популярной серии книг о воспитании детей «Ленивая мама».

1. Как взрослому повести разговор, чтобы и интерес пробудить, и не напугать?
Интерес не должен быть единственной эмоцией, когда мы говорим о войне. Печаль, скорбь, тревога, мужество, сострадание, любовь к ближнему, желание сохранить мир, признание ценности мирной жизни – в этом смысл разговоров о войне. Важно не просто рассказать об историческом факте, а затронуть струны души. Специально для детей за послевоенные годы создано много художественных произведений о войне. Книги, фильмы, мультфильмы. Из современных фильмов могу выделить «Крик тишины» и «Сестрёнка» - их можно смотреть вместе с дошкольниками. Детям будут ближе и понятнее переживания главных героев, если они близки по возрасту.
Можно вместе с ребёнком рассматривать старые фотографии в семейных альбомах, рассказывать о родственниках, которые жили в годы Великой Отечественной. Как война повлияла на их жизнь? Рассказывать не только о подвигах и медалях. О голоде, лишениях, потерях. Естественно, дозировать информацию, учитывая возраст и степень впечатлительности ребёнка.

2. Психологи нередко советуют рассказывать детям истории пионеров-героев - мол, так понятнее. Но многие дети-герои были жестоко убиты. По вашему мнению, это удачный ход?
Детям в детских садах, в начале 80-х годов, много рассказывали исключительно о пионерах-героях и вообще о героях и их подвигах. Портреты пионеров-героев висели на стенах группы и музыкального зала. Воспитатели старались, чтобы всех этих героев знали по именам и могли цитировать тексты об их подвигах. На них призывали равняться. Можно сказать, что ребенок пяти лет мог иметь убеждение, что война – это возможность для подвига. «Жаль, что сейчас нет войны, а то я бы пошла воевать и тоже стала героем» У пятилетнего ребёнка критическое мышление ещё не сильно развито. Поэтому, это совершенно неудачный ход. Понятнее, когда детям рассказывают о детях, их ровесниках, но неправильно рассказывать только о героях. Чтобы война не стала синонимом геройства. Сейчас, когда детей берегут от негативной информации настолько, что даже переписывают старые сказки, создавая новые, в которых волк уже не ест козлят, ужасы войны тем более предпочитают скрывать, чтобы не травмировать детскую психику. В результате про голод, лишения, потери, смерть умалчивают, исключая их из цепочки ассоциаций, оставляя только праздник Победы. Что получаем в детском восприятии? Война - Праздник - радость. Раскрывая тему войны, нельзя обходить тему смерти. Это не спортивное состязание, где одна из команд оказалась сильнее и празднует победу. Если не готовы обсуждать с ребёнком тему смерти, не поднимайте тему войны и Победы. Поэтому утренники ко Дню Победы в детском саду для трёх-четырехлетних детей я бы убрала, чтобы не сформировать у детей упрощённое плоское понимание праздника. Пусть каждый родитель сам решит, насколько он готов раскрыть ребёнку правду о войне.
 
3. Как отвечать на детские вопросы вроде: почему началась война, что значит убивать, почему одни убивают других, что такое подвиг, что такое патриотизм, почему 9 мая праздник, если погибло столько людей…
Нет единого правильного «как». Спорят историки, спорят философы, спорят социальные психологи. Сначала нужно самому найти ответы на эти вопросы, исходя из своей идеологии, системы ценностей и верований. А потом адаптировать свою версию для понимания ребёнком.

4. В чатах педагоги, да и родители, сокрушаются: современным детям что Великая Отечественная, что война 1812 года, что Ледовое побоище – события далекого прошлого. Потому и не впечатляет. Важно ли достучаться до сердца - чтобы ребенок прослезился или как-то иначе проявил эмоции?
Можно иначе сформулировать вопрос. А почему нас, взрослых, не впечатляет война 1812 года? Тогда тоже ломались людские судьбы, тоже проливалась кровь. Умирать одинаково страшно в любом веке. Важно ли достучаться? Зависит от цели, которую мы преследуем. Если наша цель - сформировать определенные нравственные ценности, а не просто рассказать об историческом факте, тогда важно, чтобы появились эмоции. Тогда события нужно раскрывать не через сухие цифры, а через судьбу простых людей и сопоставление себя с ними.

5. Что делать, если родители против парадов, милитаризации и прочего, что обычно входит в понятие воспитания патриотизма. Можно ли и нужно ли запрещать детям петь военные песни в школе, участвовать в реконструкциях?
Запрещать не нужно, но можно рассказывать ребёнку о своём отношении, транслировать свою систему ценностей, при этом не осуждая других. Ребёнок сам решит, хочет он в этом участвовать или нет. Он может разделять взгляды родителей, но при этом участвовать в школьном мероприятии, просто чтобы не отрываться от коллектива. Думаю, все согласны с тем, что не существует единственно правильного способа отдыхать. Кто-то любит дома в одиночестве читать книгу, кто-то предпочитает уехать в новое место с большой компанией друзей. Аналогично не существует единственно правильного способа радоваться или горевать. Мы все разные. Люди, прошедшие войну, интуитивно находили свой способ справляться. Кто-то старался забыть и избегал любых напоминаний о войне. Кто-то, наоборот, чувствовал потребность говорить о ней. Кто-то, глядя на салют, ликовал, что смог выжить. Как тогда, так и сейчас, в семьях есть разное отношение к этому дню, разные ведущие эмоции, разные традиции. Можно уважать эту разность.

КОНКРЕТНО
Что сказать дошколенку
Примерный план: почему началась война, кто напал на Советский Союз, кто такие фашисты, сколько длилась война, кто победил, какой праздник отмечаем 9 мая. Говорим упрощенно, чтобы ребенок понял: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди - фашисты. Хотели отобрать поля, леса, реки, города, дома, а всех жителей выгнать. Наши солдаты встали на защиту родины и победили захватчиков. 9 мая мы теперь отмечаем день Победы и говорим спасибо нашим защитникам за мир».

Чем еще дополнить рассказ о войне?
Моряки, летчики, связисты, саперы – это те, кто участвовал в боях. Но работа на победу шла и в тылу: женщины, дети, пожилые люди без отдыха и выходных помогали, чем могли – шили форму, пекли хлеб, делали на заводах оружие, танки, снаряды.

13 городов России, Украины и Беларусии получили почетное звание «город-герой» за то, что их жители проявили особый героизм и мужество, защищая свою родину. Это Москва, Брест, Одесса, Ленинград, Киев, Севастополь, Мурманск, Тула, Минск, Новороссийск, Керчь, Сталинград (сейчас Волгоград), Смоленск.
 
Военные награды – ордена и медали – вручали самым храбрым воинам: и командирам, и простым солдатам.
 
Источник:
 https://www.kp.ru/daily/27273/4406987/